ИГРУШКИ Каждый гость считает своим долгом принести в подарок игрушку. Они очень украшают детскую. Но как такое изобилие воздействует на психику малыша? Избегайте скопления множества зверушек и кукол на полках, в кроватке малыша, даже если это смотрится, на ваш взгляд, красиво. Давайте ребенку возможность остановиться на одном предмете, изучить его, познакомиться с ним, полюбить его. Затем, через определенный срок, показывайте другой. Тем не менее игрушки выполняют в интерьере важную роль. Ведь яркие предметы обязательно должны присутствовать в комнате. Их задача — концентрировать на себе внимание ребенка, учиться узнавать знакомое. Такими акцентами, как правило, являются игрушки.
КОМНАТА РАСТЕТ Как «взрослеет» комната новорожденного к двум-пяти годам? Самое главное: в комнате подрастающего ребенка нельзя устраивать внезапные кардинальные перемены. Это может вызвать стресс. Помните об этом, если вы решили сделать ремонт в квартире. Ребенок войдет в комнату, где изменился цвет стен, появились новые предметы, исчезли старые, и не узнает ее. Она может стать для него чужой, и ваш ремонт будет первой психологической травмой. Совершайте преобразования постепенно. Начните с установки спортивного уголка. Уже в двухлетнем возрасте дети способны передвигаться по лестнице вверх и вниз. Исчезает за ненадобностью пеленальный столик. Пол становится основной игровой зоной. К трем годам кроватка меняется на более «взрослую», причем, если ребенку в ней хорошо спалось, место кровати менять не стоит. В детской комнате появляется
первое рабочее место: маленький столик, где ребенок сначала 5-Ю минут, а потоми дольше будет рисовать, лепить, собирать мозаику. Искусственное освещение становится более ярким. На однотонные шторы можно вместе с ребенком нашить разные лоскутки. Стены комнаты украсьте его первыми самостоятельными работами. Это будет знаком поощрения и хорошим стимулом для дальнейшего творческого роста.
ИСКУССТВО Можно ли разрешать ребенку рисовать на стенах в своей комнате? Сегодня это модно — вседозволенность. Однако давайте рассудим здраво: рисование на стене, на холодильнике, на стуле — это все-таки «порча имущества». В конце концов, разрешить ребенку рисовать где угодно легче, чем объяснить ему (так, чтобы он понял), что для рисования существует специальная бумага. Есть прекрасный выход из положения — бумажные рулоны, которые можно растянуть вдоль всей стены: рисуй, сколько угодно.
Подростки обожают увешивать свою комнату плакатами и постерами. При этом страдают стены. Можно ли этого избежать? Не ждите, пока ваш «ребенок» сам начнет втыкать в стену иголки или сажать на клей немыслимые плакаты. Если вы знаете, что он увлекается рыбами (или Бритни Спирс, или «Властелином колец»), вместе найдите красивый постер, поместите его в рамку и вместе повесьте над столом. Предлагайте подростку время от времени сделать в комнате перестановку, поменять шторы, обивку дивана, наконец. Обратите внимание, какие цвета его привлекают: если темные и, не дай Бог, черный, значит, его что-то угнетает, есть повод для беспокойства. Если же подросток самовольно выкрасил шкаф в своей комнате в черный цвет, обращайтесь к психологу.
ПЕРЕСТАНОВКИ Нужно ли советоваться с ребенком, прежде чем сделать перестановку в его комнате? Желательно. Иначе своим «вероломным» вторжением на его законную территорию вы можете вызвать негативное отношение к своим действиям. Действия должны быть совместными, и чем раньше вы начнете советоваться с собственным ребенком, тем лучше. Все должно выглядеть в качестве предложений: «А давай...» Начав советоваться с трехлетним ребенком, вы избежите противоречий, когда ему будет 12. Главное — постараться опередить его возможные пожелания, зная, в каком возрасте ему захочется порисовать на стенах, в каком — уединиться в небольшом замкнутом пространстве.